Вещий
Авель
В зале был разлит мягкий свет. В лучах догоравшего заката, казалось,
ожили библейские мотивы на расшитых золотом и серебром гобеленах.
Великолепный паркет Гварнеги блестел своими изящными линиями.
Вокруг царила тишина и торжественность.
Пристальный взор Императора Павла Петровича встретился с кроткими
глазами стоявшего пред ним монаха Авеля. В них, как в зеркале,
отражались любовь, мир и отрада.
Императору стразу полюбился этот, весь овеянный смирением, постом
и молитвой, загадочный инок. О прозорливости его уже давно шла
широкая молва. К его келии в Александро-Невской лавре шел и простолюдин,
и знатный вельможа, и никто не уходил от него без утешения и пророческого
совета. Ведомо было Императору Павлу Петровичу и то, что Авель
точно предрек день кончины его Августейшей Родительницы, ныне
в Бозе почивающей Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны.
И вчерашнего дня, когда речь зашла о вещем Авеле, Его Величество
повелеть соизволил завтра же нарочито доставить его в Гатчинский
дворец, в коем имел пребывание Двор.
Ласково улыбнувшись, Император Павел Петрович милостиво обратился
к иноку Авелю с вопросом, как давно он имел постриг, и в каких
монастырях был.
- Честной Отец! - промолвил Император. - О тебе говорят, да и
я сам вижу, что на тебе явно почитает благодать Божия. Что скажешь
ты о моем царствовании и судьбе моей? Что зришь ты прозорливыми
очами о Роде моем во мгле веков и о Державе российской? Назови
поименно преемников моих на Престоле российском, предреки их судьбу.
- Эх, Батюшка-Царь! - покачал головой Авель. - Почто себе печаль
предречь меня понуждаешь? Коротко будет царствование твое, и вижу
я, грешный, лютый конец твой. На Софрония Иерусалимского от неверных
слуг мученическую кончину приемлешь, в опочивальне своей удушен
будешь злодеями, коих греешь ты на царственной груди своей. В
Страстную Субботу погребут тебя: Они же, злодеи сии, стремясь
оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят тебя безумным,
будут поносить добрую память твою: Но народ русский правдивой
душой своей поймет и оценит тебя и к гробнице твоей понесет скорби
свои, прося твоего заступничества и умягчения сердец неправедных
и жестоких. Число лет твоих подобно счету букв изречения на фронтоне
твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном Доме
твоем: "Дому сему подобает твердыня Господня в долготу дней":

- О сем ты прав, - изрек Император Павел Петрович. - Девиз сей
получил я в особом откровении, совместно с повелением воздвигнуть
Собор во имя Святого Архистратига Михаила, где ныне воздвигнут
Михайловский замок. Вождю небесных сил посвятил я и замок, и церковь...
- Зрю в нем преждевременную гробницу твою, Благоверный государь.
И резиденцией потомков твоих, как мыслишь, он не будет. О судьбе
же державы российской было в молитве откровение мне о трех лютых
игах: татарском, польском и грядущем еще - жидовском.
(В некоторых перепечатках этого повествования, появившихся в России
после 1991 года, упоминается о несколько иных "трех лютых
игах" - татарском, польском и безбожном - Ред.).
- Что? Святая Русь под игом жидовским? Не будет сему во веки!
- гневно нахмурился Император Павел Петрович. - Пусто болтаешь,
черноризец:
- А где татары, Выше Императорское Величество? Где поляки? И с
игом жидовским то же будет. О том не печалься, батюшка-Царь: христоубийцы
понесут свое:
- Что ждет преемника моего, Царевича Александра?
- Француз Москву при нем спалит, а он Париж у него заберет и Благословенным
наречется. Но тяжек покажется ему венец царский, и подвиг царского
служения заменит он подвигом поста и молитвы и праведным будет
в очах Божиих:
- А кто наследует Императору Александру?
- Сын твой Николай:
- Как? У Александра не будет сына? Тогда царевич Константин:
- Константин царствовать не восхочет, помятую судьбу твою: Начало
же царствования сына твоего Николая бунтом вольтерьянским зачнется,
и сие будет семя злотворное, семя пагубное для России, кабы не
благодать Божия, Россию прикрывающая. Через сто лет после того
оскудеет Дом пресвятой Богородицы, в мерзость запустения Держава
Российская обратится.
-После сына моего Николая на Престоле российском кто будет?
- Внук твой, Александр Вторый, Царем-освободителем преднареченный.
твой замысел исполнит - крестьян освободит, а потом турок побьет
и славянам тоже свободу даст от ига неверного. Не простят жиды
ему великих деяний, охоту на него начнут, убьют среди дня ясного,
в столице верноподданной отщепенскими руками. Как и ты, подвиг
служения своего запечатлеет он кровью царственною:
- Тогда-то и начнется тобою реченное иго жидовское?
- Нет еще. Царю-Освободителю наследует Царь-Миротворец, сын его,
а твой правнук, Александр Третий. Славно будет царствование его.
Осадит крамолу окаянную, мир и порядок наведет он.
- Кому передаст он наследие царское?
- Николаю Второму - Святому Царю, Иову Многострадальному подобному.
На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом
своим; как некогда сын Божий. Война будет, великая война, мировая:
По воздуху люди, как птицы летать будут, под водою, как рыбы плавать,
серою зловонной друг друга истреблять начнут. Измена же будет
расти и умножаться. Накануне победы рухнет Трон Царский. Кровь
и слезы напоят сырую землю. Мужик с топором возьмет в безумии
власть, и наступит воистину казнь египетская:
Горько зарыдал вещий Авель и сквозь слезы тихо продолжал:
- А потом будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить
Святыни ее, закрывать Церкви Божии, казнить лучших людей русских.
Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от
святого Царя (:).
В глазах Авеля Вещего горел пророческий огонь нездешней силы.
Вот упал на него один из закатных лучей солнца, и в диске света
пророчество его вставало в непреложной истине. Император Павел
Петрович поднял голову, и в глазах его, устремленных вдаль, как
бы через завесу грядущего, отразились глубокие царские переживания.
- Ты говоришь, что иго жидовское нависнет над моей Россией лет
через сто. Прадед мой, Петр Великий, о судьбе моей рек то же,
что и ты. Почитаю и я за благо о всем, что ныне прорек мне о потомке
моем Николае Втором предварить его, дабы пред ним открылась Книга
судеб. Да ведает праправнук свой крестный путь, славу страстей
и долготерпения своего:
Запечатлей же, преподобный отец, реченное тобою, изложи все письменно,
я же вложу предсказание твое в нарочитый ларец, положу мою печать,
и до праправнука моего писание твое будет нерушимо храниться здесь,
в кабинете Гатчинского дворца моего. Иди, Авель, и молись неустанно
в келии своей о мне, Роде моем и счастье нашей державы.
И, вложив представленное писание Авелево в конверт, на оном собственноручно
начертать соизволил:
"Вскрыть Потомку Нашему в столетний день моей кончины".
11 марта 1901 года, в столетнюю годовщину мученической кончины
державного прапрадеда своего, блаженной памяти Императора Павла
Петровича, после заупокойной литургии в Петропавловском соборе
у его гробницы, государь император Николай Александрович в сопровождении
министра Императорского двора генерал-адъютанта барона Фредерикса
(вскоре пожалованного графским титулом) и других лиц Свиты, изволил
прибыть в Гатчинский дворец для исполнения воли своего в Бозе
почивающего предка.
Умилительна была панихида. Петропавловский собор был полон молящихся.
Не только сверкало здесь шитье мундиров, присутствовали не только
сановные лица. Тут были во множестве и мужицкие сермяги, и простые
платки, а гробница Императора Павла Петровича была вся в свечах
и живых цветах. Эти свечи, эти цветы были от верующих в чудесную
помощь и предстательство почившего Царя за потомков своих и весь
народ русский. Воочию сбылось предсказание вещего Авеля, что народ
будет особо чтить память Царя-Мученика и притекать будет к Гробнице
Его, прося заступничества, прося о смягчении сердец неправедных
и жестоких.
Государь Император вскрыл ларец и несколько раз прочитал сказание
Авеля Вещего о судьбе своей и России. Он уже знал своею терновую
судьбу, знал, что недаром родился в день Иова Многострадального.
Знал, как много придется ему вынести на своих державных плечах,
знал про близ грядущие кровавые войны, смуту и великие потрясения
Государства Российского. Его сердце чуяло и тот проклятый черный
год, когда он будет обманут, предан и оставлен всеми: Париж. 1931
год("Хлеб небесный". Харбин. 1931. № 5. С. 28-30).Старый
Кирибъй