И.Ильин
ПРАВИТЬ ДОЛЖНЫ ЛУЧШИЕ
Первое, что мы должны сделать при обсуждении устройства русского
государства, это стряхнуть с себя гипноз политических формул
и лозунгов. Предоставим "верующим" демократам — веровать
в необходимость и спасительность этого режима и освободим себя
для беспристрастного наблюдения и опытного исследования. И еще:
предоставим людям, ищущим успеха у толпы, поносить "аристократов"
или совсем обходить молчанием идею аристократии, как якобы "реакционную",
"контрреволюционную", "старорежимную" и
т. д. Когда мы думаем о грядущей России, то мы должны быть свободны,
совершенно свободны от боязни кому-то не угодить и от кого-то
получить "осуждение", будь то западно-европейцы или
свои, доморощенные,— лево-радикалы или право-радикалы. Мы повинны
Богу и России — правдой, а если она кому-нибудь не нравится,
то тем хуже для него.
Обычно "демократию", как правление людей "излюбленных"
и выбранных народом, и "аристократию", как правление
людей "наследственно привилегированных" — противопоставляют
друг другу. Это есть ошибка, которую надо понять и отвергнуть.
Она есть порождение политических страстей, демагогии и ожесточения.
Править государством должны лучшие люди страны, а народ нередко
выбирает не лучших, а угодных ему льстецов и волнующих его бессовестных
демагогов. Править государством должны именно лучшие, а они
нередко выходят из государственно-воспитанных и через поколения
образованных слоев народа. Демократия заслуживает признания
и поддержки лишь постольку, поскольку она осуществляет подлинную
аристократию (т. е. выделяет кверху лучших людей); а аристократия
не вырождается и не вредит государству именно постольку, поскольку
в ее состав вступают подлинно-лучшие силы народа.
Убедимся в этом.
"Аристос" значит по-гречески "лучший". Не
"самый богатый", не "самый родовитый", не
"самый влиятельный", не "самый ловкий и пронырливый",
не привилегированный, не старейший возрастом. Но именно — лучший:
искренний патриот, государственно мыслящий, политически опытный,
человек чести и ответственности, жертвенный, умный, волевой,
организационно-даровитый, дальнозоркий и образованный. Можно
было бы добавить к этому и другие качества, напр., храбрый,
сердечный; но трудно отбросить хотя бы одно из перечисленных
и отнести к "лучшим" человека жадного, продажного,
интернационалиста, бесчестного, лишенного государственного разума
и опыта, безвольного глупца, организационного растеряху или
наивного невежду. Именно лучшие должны править во всех государствах
и при всех режимах. Всякий режим плох, если при нем правят худшие.
Нелепо и противоестественно говорить: "мы требуем демократии,
хотя бы в ней выбирались, выдвигались и правили безвольные глупцы,
продажные невежды, бесчестные растеряхи и тому подобный социальный
отброс". Наоборот, необходимо и верно ответить: "демократия,
не умеющая выделить лучших, не оправдывает себя; она губит народ
и государство и должна пасть". Безумно вводить в стране
демократию, чтобы погубить государство и народ, как сделали
в России в 1917 году. А к чему ведет правление подлинно-худших
юдей, это русские люди испытывают на себе уже тридцать второй
год... Суровая школа!
Можно было бы назвать наше требование политической аксиомой
(т. е. истиной самоочевидной): править должны лучшие. В жизненном
распознавании этих людей можно ошибаться, можно соглашаться
и не соглашаться в оценке их, но задача их выделения бесспорна
и основоположна. Можно было бы выразить это в виде лозунга:
дорогу честным и умным патриотам! Дорогу им — независимо от
того, принадлежат они к какому-нибудь сословию, классу, в какой-нибудь
партии или нет! Важно качество человека: его политическая ценность
и его политическое воление; и не важно его происхождение, его
профессия, его классовая и партийная принадлежность. Важна его
нравственная и умственная мощь, а не его предки; важна его верность
родине, существенно направление его воли, а не его партийный
билет. Партийность (всякая партийность!) не удостоверяет качества
человека, а только подменяет или заслоняет его. А качество человека
— первее всего и драгоценнее всего.
Поэтому всякие выборы должны иметь в виду единую, главную и
необходимую цель: выделение качественно-лучших сынов народа
и поручение им политического дела. Глупо и слепо прельщаться
демагогами, которые, прикрывшись партийным ярлыком, яростно
отстаивают интерес какого-нибудь класса, сословия, национального
меньшинства, территориального округа или же попросту — свой
собственный!
Во-первых, потому, что государственное дело ищет единого, общего,
всенародного интереса, а не частных вожделений; и демагог, разжигающий
страсти именно в сторону частных вожделений, открыто свидетельствует
о своей политической негодности: он является фальсификатором
в политике; он подобен цыгану, выхваляющему подменно-поддельную
лошадь; по отношению к наивному и доверчивому народу он выступает
в качестве развратителя детей, строящего свое благополучие на
подтасовке и лжи.
Во-вторых, потому, что самая его демагогия свидетельствует о
его качественной несостоятельности: он разжигает страсти, чтобы
выдвинуться и погубить государственное дело, превращая его в
лучшем случае в дело частного вожделения, а в худшем случае
— в дело своей личной корысти.
Россия может спастись только выделением лучших людей, отстаивающих
не партийный и не классовый, а всенародный интерес. На этом
все должны согласиться и сосредоточиться. Это надо разъяснить
самому русскому народу прежде всего. Для этого должны быть приняты
все меры, как-то: освобождение народа от всех и всяких партий;
введение голосования по округам с выставлением персональных,
лично всем известных кандидатур; и, главное, выработка особого
вида конкурирующего сотрудничества в нахождении и выдвижении
лучших людей — сотрудничества государственного центра с избирателями.
Демократические выборы являются лишь условно-целесообразным
средством для безусловно-верной цели (отбор лучших). Если такая
цель и такое средство сталкиваются, то условное средство должно
уступить безусловной цели. Требование, чтобы правили лучшие,
относится к самому естеству, к самой идее государства; строй,
при котором у власти водворяются худшие, будет жизненно обречен
и рухнет рано или поздно, с большим или меньшим позором. Всякое
государство призвано быть аристократией в нашем смысле слова:
и монархическое, и дикта-ториальное, и демократическое; и можно
было бы сказать с уверенностью, что если бы исторически-законные
государства были на политической высоте, то они извлекали бы
этих подлинно лучших изо всех слоев населения; и тогда профессиональным
революционерам нечего было бы делать на свете.
Поэтому вопрос "всенародных выборов" (по четырехчленной
формуле — всеобщее, равное, прямое и тайное избирательное право)
есть вопрос средства, а не высшей непререкаемой цели или догмы.
Это средство может в одном государстве и в одну эпоху оказаться
целесообразным, а в другой стране и в другую эпоху нецелесообразным.
Ребячливо веровать в это средство как в политическую "панацею".
Совсем не всякий народ и не всегда способен выделить к власти
лучших, при помощи таких выборов. Вопрос надо поставить иначе:
какой народ и когда, при каком размере государства, при каком
уровне религиозности, нравственности, правосознания, образования
и имущественного благосостояния, при какой системе выборов,
в спокойные или бурные периоды жизни—действительно разрешит
эту задачу успешно?
Спросим поэтому: какие основания имеют современные эмигрантские
демократические партии для того, чтобы считать, что русский
народ, после всеразлагающей, духо-опустошительной и развращающей
всякое правосознание, эпохи коммунизма, после водворения в стране
повальной нищеты (разбогатевшие сов.карьеристы не в счет!),
после тридцатидвухлетнего рабства, после отвычки от самостоятельного
мышления, после полной и застарелой неосведомленности в вопросах
политики, хозяйства и дипломатии, после укоренившейся привычки
бояться, воровать, промышлять доносами и спасать свою жизнь
пресмыкательством, сумеет осуществить такие выборы? Если у них
имеются серьезные основания, то не следует их замалчивать; а
если их нет, а есть обратные основания, то к чему безответственное
программное пустословие?
Россия нуждается в такой системе выборов, которая дала бы ей
верный способ найти и выделить своих подлинно лучших людей к
власти. В этих выборах лучших людей не могут и не должны участвовать
члены интернациональной партии, заведомые губители и палачи
русского народа, "нырнувшие" коммунисты, перекрасившиеся
предатели и т. д. А это означает, что эти выборы не могут быть
ни всеобщими, ни прямыми. Лучших людей могут найти только те,
которые не утратили чести и совести, те, которые страдали, а
не те, которые пытали страдальцев. Иначе Россия будет опять
отдана во власть политической черни, которая из красной черни
перекрасится в черную чернь, чтобы создать новый тоталитаризм,
новую каторгу и новое разложение. Избави нас Бог от этого!
3 июня 1949 г.
И.Ильин
ЧУТЬЕ ЗЛА
В этом наша беда и наша опасность — мы живем в эпоху воинствующего
зла, а верного чутья для распознания и определения его не имеем.
Отсюда бесчисленные ошибки и блуждания. Мы как будто смотрим
— и не видим; видим — и не верим глазам; боимся поверить; а
поверив, все еще стараемся "уговорить себя", что "может
быть все это не так"; и не к месту, и не вовремя сентиментально
ссылаемся на евангельское "не судите", и забываем
апостольское "измите злаго от вас самех" (Кор. 1.5—13).
Делаем ошибку и стыдимся сказать: "я ошибся"; поэтому
держимся за нее, длим ее, увязаем во зле и множим соблазны.
А воинствующее зло отлично знает нашу подслеповатость и беспомощность
и развивает искуснейшую технику маскировки. Но иногда ему не
нужно никакой особой техники: просто назовется иначе и заговорит,
как волк в детской сказке, "тоненьким голосочком":
"ваша мать пришла, молочка принесла"... А мы, как
будто только этого и ждали,— доверчивые "козляточки",—
сейчас "двери настежь" и на все готовы.
Нам необходима зоркость к человеческой фальши; восприимчивость
к чужой неискренности; слух для лжи; чутье зла; совестная впечатлительность.
Без этого мы будем обмануты как глупые птицы, переловлены, как
кролики, и передавлены, как мухи на стекле.
В нас до сих пор живет ребяческая доверчивость: наивное допущение,
что, если человек что-нибудь говорит, то он и в самом деле думает
то, что говорит; если обещает — то желает исполнить обещанное;
если рассказывает о своем прошлом — то не врет; если развивает
"планы", то сам относится к ним серьезно; если обвиняет
другого, то "не станет же заведомо и злостно клеветать";
если восхваляет кого, то не потому, что ему пригрозили, наобещали
или уже заплатили; если выставляет себя "патриотом",
то никак не может принадлежать к враждебной контр-разведке;
если произносит священные слова, то не ради провокации; если
носит какую-нибудь одежду (военную, духовную или иноземную),
то и внутренне соответствует своему наряду; если располагает
деньгами, то добыл их законным и честным путем; если обещает
продовольственные посылки, то от сочувственной доброты и т.
д. Мы, как маленькие дети, судим о внутреннем по внешности:
по словам, по одежде, по статьям в газете и особенно по обещаниям,
по личным комплиментам и по подачкам.
Но слова без дела не весят. У каждого из нас есть свое прошлое,
состоящее из поступков, совершенных нами и, может быть, втайне
совершаемым и ныне. Это прошлое отнюдь не подобно змеиной коже,
периодически обновляющейся; напротив — оно вырастает у нас из
души и сердца, оно остается внутренне вращенным и несется нами
через всю жизнь; оно звучит в интонациях голоса, оно посверкивает
во взгляде, оно сквозит в манерах, оно прорывается в оборотах
речи и в аргументации, оно выдает нас. Иногда человек выдает
себя одним взглядом, одним словом, одной постановкой вопроса.
Поэтому за словами должны стоять общеизвестные дела; и судить
надо не по речам, а по делам. Человек должен иметь нравственное
право на те слова, которые он произносит. Священные слова не
могут прикрыть грязных дел. Великие лозунги не звучат из уст
предателя. Надо быть духовно слепым и глухим, чтобы верить в
искренность наемного агента. Наше поколение богато отвратительным
опытом лжи и лицемерия; мы обязаны иметь чутье зла и не имеем
права поддаваться на соблазны.
И одежда не гарантирует ничего. Разве иеро—чекисты, прилетавшие
в Париж и соблазнившие митрополита Евлогия и митрополита Серафима
(Лукьянова) — были не в рясах? Разве Скоблин не имел права на
форму белого генерала? Разве шулер не выдает себя слишком безукоризненным
фраком и белоснежной рубашкой с бриллиантовыми запонками?
И газетные статьи не должны вводить нас в заблуждение. На статьи,
как и на слова, и на речи — человек должен иметь жизненное право,
право, приобретенное делами жизни, ее мужеством, ее искренностью,
ее жертвенностью, цельностью своего характера. Современный мир
богат костюмированными писателями, уже не раз переодевавшимися,
писателями- наймитами, писателями "чего изволите",
писателями-лицемерами и предателями. Надо научиться распознавать
их.
Еще глупее верить "обещаниям". И под советами, и в
эмиграции мы видели множество "искусников", которые
делают себе карьеру неисполняемыми, а часто и заведомо неисполнимыми
обещаниями: суля другим впустую мнимую "конъюнктуру",
они постепенно готовят самим себе настоящую.
Еще глупее верить хвалителям и льстецам. Лесть есть такая разновидность
взятки, которая ненаказуема и которую люди не стыдятся брать:
и "дал", и "не дал"; и "взял",
и "не взял"; подкуп состоялся, а доказать его нельзя.
Между тем льстец всегда есть в то же время клеветник: кто не
даст подкупить себя лестью, тот будет им оклеветан. А нам надо
помнить: современное человечество кишит нравственно — и политически
— скомпрометированными людьми, которым необходимо скрыть или
диссимулировать свое прошлое; ложь, лесть и клевета — их главное
жизненное оружие.
Что же нам делать?
1) Отходить от зла и творить благо. Не замешиваться в ту праздную
и вредную сумятицу партийной интриги и клеветы, которой столь
многие отдают свои силы. Искать реальной борьбы, а не карьеры,
которая всегда была и всегда будет пустозвоном. Надо быть, а
не казаться; наносить удары врагу, а не считаться "эмигрантским
проминентом".
2) Смыкать наши ряды. Упорно, неустанно искать людей, заслуживающих
абсолютного доверия: людей совершенных дел; людей непоколебимого
стояния; людей, никогда и никуда не продававшихся и ни на что
грязное не нанимавшихся; таких людей, что если ловкий клеветник
представит нам "несуразные доказательства" их мнимой
нечестности, то мы отвернемся от клеветника с омерзением. Надо
находить людей абсолютного доверия и связываться с ними напрочно.
3) Постоянно крепить в себе чутье к добру и ко злу. Беречь свое
чувство чести; не снижать его требований; твердо верить, что
бесчестье есть мое поражение и переход в лагерь дьявола; и всякого
нового человека мерить про себя требованием полной чести и честности.
Всегда проверять свои впечатления и свой внутренний суд — в
общении с людьми абсолютного доверия. От бесчестных решительно
отходить; сомнительным не доверяться. Ни те, ни другие — не
годятся для борьбы: продадут и предадут.
4) Учиться безошибочно отличать искреннего человека от неискреннего.
Крепить в себе чувство фальши и слух для лжи. Бережно копить
в себе соответственный жизненный опыт и делиться им с людьми
абсолютного доверия. И всегда и во всех своих общественных ошибках
отдавать себе ясный и честный отчет.
1949 г.