«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
 


Калининград

С 5 по 11 января 2009 года в Калининграде по Благословению Местоблюстителя патриаршего престола, Его Высокопреосвященства, Преосвященнейшего Кирилла, Митрополита Смоленского и Калининградского, при поддержке Правительства Калининградской области и содействии Администрации ГО "Город Калиниград" состоялась Вторая Междунорадная православная рождественская выставка-ярмарка "Русский Край-2009". 
На ярмарке прошли рождественнские представления и праздничные концерты.
В них принимали участия творческие коллективы из Калининграда, Белорусии, Украины и Москвы.


Детский песни =)               СТАНИСЛАВ БАРТЕНЕВ

Скоморохи =)            



Саратов

Театр России      ДК Дубки           

14 января в ДК Россия состоялось праздничное действо – концерт православной музыки «Рождество Христово славим» (?). Этот день в церковном календаре посвящен сразу двум событиям – празднику обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого. Этот день также является Новым годом по старому стилю, который поддерживается традицией, несмотря на долгие годы расхождения церковного и светского календарей. Наконец, это период святых дней или «Святок» освященных великим праздником Рождества Христова, – период радости и духовного подъема: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!». Кажется, что небесные силы сопутствуют в эти дни всем добрым начинаниям. Концерт собрал полный зал! Может и были среди публики люди, зашедшие случайно, но уходящих практически не было.
Всякое благое деяние невозможно без благословения. Открыл концерт вступительным словом настоятель храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Казанской» г. Саратова отец Димитрий (Полохов). Первое «музыкальное слово» было предоставлено хору этого же храма. Традиционные рождественские песнопения – тропарь и кондак – освятили начало концерта, прозвучала также рождественская песня «Ночь тиха», распространенная во всем христианском мире. В концерте звучали разнообразные жанры духовной музыки – богослужебные песнопения, духовные стихи, канты, колядки в исполнении саратовских вокальных ансамблей: «Звездный свет» (ДК Россия), «Незабудка» – ребят, занимающихся под руководством Анастасии Растопшиной при Свято-Алексеевском женском монастыре, «Вифания» – молодых людей, искренне поющих и пропагандирующих духовное песенное исполнительство. В этом коллективе участвует семья молодого священника Дионисия Габбасова. Зал заметно оживился с выступлением семейного ансамбля Натальи Ромашко «Радоница», своим задором задавшего атмосферу народного праздненства.
И все же главным героем на этом праздничном концерте была авторская песня, она звучала и в ансамблевом и сольном исполнении. Концерт был организован так, что слушатели постепенно становились соучастниками и «соисполнителями», разжигаясь от трогающих самые глубины сердца слов, ритмов.
В Саратове существует (хотя это не совсем верное слово – действует!) молодежный клуб бардовской православно-патриотической песни «Георгиевский крест». Его руководитель Алексей Кириллов, обладатель гран-при фестиваля «Небо славян» в г. Санкт-Петербурге, пропагандист православной авторской песни, не только хорошо знаком саратовской публике (и не только саратовской) но и любим ею. Хотя бард и профессионал – понятия не совместимые по определению, А. Кириллов – профессионал в своем деле. Зал «подогревался» не только текстами и музыкой, но и живым общением. Публика с удовольствием отозвалась на предложение угадать название флагмана адмирала Ушакова, которое оказалось созвучным этим дням – «Рождество Христово» (заодно и урок отечественной истории!). В качестве приза – диск с песнями участников!
Еще один саратовский коллектив «Акростих», состоящий из ансамбля исполнителей-инструменталистов, представил английскую рождественскую балладу и собственную композицию на слова Тютчева в свежем инструментальном решении: баян, струнные, ударные, гобой (?), но все же с неизменной гитарой в руках у солиста. И хотя «технически» ребятам есть куда расти, в искренности и оригинальности их творчеству не откажешь.
Гостями концерта были Александр Шалокидский, участник питерского ансамбля «Северное Родео», лауреата молодёжного православно-патриотического фестиваля в г. Витебске «Одигитрия» (2007 г.), Александр Мажирин - лауреат всероссийских фестивалей авторской песни, лауреат фестиваля международной премии «Филантроп» в номинации автор-исполнитель, получивший гран-при открытого Поволжского фестиваля эстрадной песни авторов и исполнителей. Можно отметить особое мастерство участниц дуэта «Пара Лель» из г. Орла, завоевавших Гран-при фестиваля «Небо славян». Это обладательницы необыкновенно чистых и так же необыкновенно слитых голосов, трогающих самые сокровенные струны сердца. Настоящим подарком стало выступление москвичей – Вячеслава Капорина и Станислава Бартенева. Бартенев – лидер московской группы «Если», выходец из «Черного кофе», гитарист-виртуоз, композитор, поэт, писатель, удостоенный награды Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия второго за вклад в развитие православной культуры. Его исполнение можно назвать мощным, энергетическим. Этому способствуют не только «сильные» тексты (как он сам объявлял, не только собственные, но и других авторов), но и особая манера их подачи, голосовой и инструментальной «атаки». Певец буквально «впечатывал» в сознание слова, и тогда из якобы припевного «Дарай, дарай», ты слышишь истинный их смысл-призыв: «Да Рай! Да Рай!».
Глядя на то, как приветствует полный зал выступление музыкантов, и слушая собственный внутренний голос, до того остававшийся глухим к «текстам под гитару», пишущему эти строки самое время было задаться вопросами: в чем суть, почему такое распространение и такой отзыв? Что ЕЩЕ можно добавить к текстам праздничных и вседневных служб, сложенных прославленными гимнографами и освященных многовековой практикой богослужения? Думается, что высокие канонические тексты и богослужебное певческое искусство соотносится с духовной ипостасью человека, но в человеке есть еще и душа, которая воспитывается другими категориями: другими текстами и другой музыкой. Именно к человеческой душе, с ее переживаниями, сомнениями и болью обращена энергия авторской песни. Этому способствуют напевные мелодии песен, с простыми, и даже лучше узнаваемыми, «штампованными» оборотами – тем ярче проступает поэтический текст, его смысл, его эмоции. Бардовская песня и в прошлом была особым жанром, она бытовала в определенных социальных группах, и даже ассоциировалась с определенными профессиями. Но в ней всегда была особая «одухотворенность». В нынешние времена в бардовской песне появились новые мотивы, новые идеи, связанные со свободной исповедью веры, появилось такое явление как «православная бардовская песня». Собственно, бард – во все времена бард: свободный певец, певец духа.
Пафос православной авторской (бардовской) песни в том, чтобы человек, принявший в сердце своем Христа, открыто и искренне, доступными поэтическими и музыкальными средствами поделился своими чувствами и чаяниями с ближним. Формы для этого могут быть разными – и «камерная» лирическая исповедь – от сердца к сердцу! (такие больше звучали в женском сольном исполнении), и энергичная песня (такие больше присущи мужскому исполнению), и романс, и историческая баллада и блюз. И, конечно, с помощницей-гитарой. У одних исполнителей в руках она становится собеседницей, у других – почти оружием в брани…
«Под занавес» зазвучал «Рождественский ноктюрн», во время исполнения которого на сцену стекались все участники концерта. Песня разливалась, ширилась, и тепло приникало в сердца, оставляя странное сочетание взбудораженной совести и умиротворения. Авторская песня за один этот вечер оказалась очень многоликой и способной вызвать сильные движения души. Остается верить, что понятия честь, Родина, вера искренне звучат и воспринимаются не только в песне.
Голос вселенской любви
Слышится с синих высот
Звон колокольный зовет: иди вперед!
Русь Православная ждет…

Хачаянц Анжела, кандидат искуствоведения, преподаватель СГК им Л.В. Собинова

Саратовский Государственный музей Боевой Славы